+ 7 (495) 664-48-42
м. Новослободская
Схема проезда
рассылка
карта сайта            
ъєЁёv
КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
ОТЗЫВЫ О КУРСАХ СКАЕНА
ЗВЕЗДЫ О ШКОЛЕ СКАЕНА
ТЕХНИКА РЕЧИ
РАСПИСАНИЕ
ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЯ ВОКАЛОМ
ДРУГИЕ
направления
ДЕТСКАЯ СТУДИЯ
КОРПОРАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
МАСТЕР КЛАСС
КАСТИНГ
ФЕСТИВАЛИ
театральный форум

Психология театра



Театральная школа ставит перед собой первую задачу: научить молодых людей играть на сцене, чтобы они определили, насколько им необходима в будущем актерскую профессия, потому что приходят люди, которые хотели бы просто-напросто решить вопрос: интересно ли им будет заниматься этой профессией, а значит получить первоначальную информацию и практику. Вторая задача – это помочь людям любого возраста использовать техники актерского мастерства, чтобы определить новое отношение к жизни и использовать эти техники для достижения своих целей и более комфортного и уверенного душевного состояния. Мы исходим из того, что абсолютно все люди играют и убеждены в правильности шекспировского высказывания, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Я убежден, что в этой жизни играют абсолютно все. Если у вас мое убеждение вызывает сомнение, то советую обратиться к разделу «Играют все!» настоящей брошюры – рассказывая о нашей театральной школе, я подробно объяснил, почему мир – это игра и почему такое восприятие мира выгодно.

Без понимания этого мира как игры многие техники просто не работают. Моя задача на этом семинаре показать вам, что мир – это игровая ситуация, к которой все почему-то очень серьезно относятся, а выигрывает тот, кто становится игроком

Теперь о техниках, которые мы предлагаем. Чем мы отличаемся от остальных психологических школ: Норбекова, Свияшей, Верещагина, Волгина, школы Симорон, Карнеги, Хаббарда? В последнее время появилось огромное количество литературы по психологии. Очень хорошо, что люди читают. Но среди этого многообразия попадаются книги типа: «Как заработать первый миллион» и «Как уложить женщину в постель» - а это абсолютно дубовые темы. Людей, занимающихся психологией, и книг по психологии все больше. И потихонечку возникает такое опасение: а не надувают ли нас в очередной раз? Постараюсь сейчас вам доказать, что занятия психологией – это естественная потребность людей и скоро психологией будет заниматься любой человек, который хочет выжить. До 1990 года у нас ни психологии, ни секса не было, а теперь это две основные проблемы.

Чем мы отличаемся от других школ? Первое отличие - у нас не применяется никакой специальной терминологии: чакры, ауры, энергоинформационные обмены, карма. Кстати, Лазарев написал 8 книг про карму, всех напугал, потому что карму не изменишь. Правда, в последней он объяснил, что все-таки можно. Тем, кто относится к карме серьезно, предлагаю принять на заметку девиз психологической школы Симорон: «Своя карма ближе к телу, держи карму шире». У нас этих терминов нет, потому что мы стараемся упростить язык до обыденного, элементарного, понятного любому человеку без всякого специального образования.

Второе наше отличие от других психологических школ – простота технологии. Мы убеждены, что технология должна быть очень простой. Возможно, вы читали Семенову, Шаталову, Порфирия Иванова, Брэгга? Я тоже читал их всех. Может быть, как и я, вы собирали какой-то свой комплекс. Помню, лет 10 назад я собрал в отдельную тетрадочку целый комплекс: там надо было голодать, пить и есть определенные вещи, дышать как-то особенно, бегать, делать всякие процедуры. Когда я утром просыпался, я должен был первым делом проверить, какой сегодня день: четный или нечетный, потому что в четный надо было вставать с правой ноги, а в нечетный – с левой. Потом надо было дышать по определенной системе, потом гимнастика, потом по дороге на работу я что-то еще себе массировал. (Другие люди, наверняка вы обращали внимание, эти упражнения заменяют таблетками – утром такая таблетка, в обед другая, вечером третья - так и живут.) К середине дня я понимал, что я не проделываю и половины техник, которые у меня записаны в тетрадочке. Однажды мне пришла в голову нехорошая мысль: «Я занимаюсь или живу?». Я понял, что занимаюсь.

По моим наблюдениям в Москве огромное количество людей, которые ЗАНИМАЮТСЯ, причем все время пробуют что-то новое – лишь бы только не жить. Поэтому мы решили не создавать технологию, которая подменяет жизнь, а решили создать технологию, которая обслуживает жизнь. Она должна быть короткой, быстрой, оперативной, лежать у вас в кармане и подчиняться только вам.

Третья особенность, отличающая нас от других психологических школ – в технологии не должно быть чуда. Мы, конечно, теряем своих клиентов, потому что все настроены на чудо: все хотят чуда, Мерседес с утра у подъезда и чемодан с деньгами. Поэтому придумываются такие упражнения: для того, чтобы было больше денег, нужно смотреть на полную луну обязательно в районе часа ночи и обязательно в форточку и представлять, как с ее зелено-желтой поверхности стекают доллары, протекая сквозь форточку, и текут в ваш карман. Если бы я подал это упражнение под хорошим соусом, вполне возможно, что кто-то из вас поверил бы и завтра начал его делать. Но это чушь.

Кто хочет Мерседес, обвязанный тесемочкой, спросите у себя: «За что?». Мы в школе любим конкретные вопросы. И мозг спокойно настроенного человека ответит: «Ты должен быть таким-то и таким-то, должен делать то-то и то-то, поступить так-то и так-то, и в результате у тебя появится Мерседес. А если нравится тесемочка, пойди в салон и попроси, чтобы ее туда привязали». Если люди хотят денег, я всегда говорю: «А вы задайте вопрос: «За что?». И мозг вам ответит. Но люди почему-то хотят чуда. Мы не хотим чудес, потому что мы знаем, что когда человек не получает чуда, ему приходит нехорошая мысль, что его надули. Поэтому технология должна быть понятной человеку и в ней не должно быть чудес.
Тем более, мы знаем один секрет. Вы наверняка читали книгу Норбекова «Опыт дурака», а может, кто-то занимался в его школе. Десятидневный курс Норбекова просто великолепен. Я сам смотрел этот курс из-за кулис как педагог и знаю, как работают его педагоги. Там происходит очень интересная ситуация: 100-200 человек в зале, за 10 дней все друг друга любят и обожают, настроение, зрение, пищеварение улучшаются, и люди летят. Потом приходит ко мне одна дама и говорит: «Я целый месяц летала, летала, летала». Я спрашиваю: «А через месяц что случилось?». Она: «Я почувствовала, что как-то полет у меня заканчивается». Наверное, летела с закрытыми глазами. Потом она остановилась и открыла глаза. И оказалось, что она стоит на 20-м этаже многоэтажки, и перед ней пустое пространство - идти некуда. Ее не предупреждали, что придется спускаться к обыденности.

Человек падает, ему приходит мысль, что его надули.

90 процентов людей, окончивших норбековский курс, приходят к той точке, с которой начали. Причем курс-то хороший, сам Норбеков и его педагоги великолепные люди. Там допущена одна неточность. Я не знаю, почему школы не говорят об этом, почему они скрывают от своих учеников. Может, они тоже надеются, что люди за счет чуда проскочат куда-то и все будет прекрасно…

Но мы говорим честно. Мы не можем по-другому, потому что наша школа обслуживает театральную школу, а в театральной школе мы должны выучить человека через 6 месяцев играть на сцене. Поэтому мы не можем обещать ему абстрактного чуда и счастья - он через полгода должен чувствовать себя на сцене удобно и комфортно.

Вы, наверное, сталкивались с такой ситуацией, что перед вами лежит какое-то дело, которое вы должны сделать, и вы знаете, что когда вы его сделаете, вы получите ряд преимуществ: повышение зарплаты, увеличение своих возможностей, улучшение своего здоровья. Кстати, и норбековский курс можно не заканчивать: есть книга за 50 рублей, там все написано. Но книгу надо открыть, ведь ее надо прочитать, сконцентрироваться и НАЧАТЬ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. А это и есть основная проблемы.

Вы ведь наверняка знаете, как лучше зарабатывать деньги, как лучше любить, наверняка знаете, что нужно сделать для улучшения здоровья, но – нет того, что называется в народе куражом, нет энергии. На первое время хватает, а потом – увы! Все понимаешь прекрасно, но возбуждения этого нет. Это возбуждение называется свободной энергией. Запомните, пожалуйста, вам об этом в других местах не скажут: эту свободную энергию взять неоткуда.

Сколько ни отдыхай на юге, через неделю в Москве опять хочется отдыхать, а чем больше отдыхаешь, тем быстрее энергия закачивается. Сколько ни голодай (а кто-то может быть при помощи голодания пытался обеспечить себя энергией), не помогает – первую неделю ты гордишься собой, потому что все вокруг жрут, а ты нет, но через месяц так хочется есть и так наедаешься, что лучше бы и не голодал. Можно не хотеть есть, но это при условии, когда биохимические процессы в организме проходят нормально, а это тоже зависит от того, как человек управляет своим состоянием. Сколько ни обнимай любимое дерево (я перечисляю те способы, которые предполагают набор энергии), отошел на метр – снова хочется к нему прижаться, потому что энергия куда-то уходит.

Эту энергию взять неоткуда. Ее можно только сэкономить. Это вторая важная вещь, которую вы тоже нигде не услышите.

Дело в том, что на норбековских курсах в течение 10 дней людей пытаются, извините, за грубое слово, вздрючить, т.е. пытаются привести в состояние возбуждения, поднять эту энергию искусственным способом – например, с помощью позы «Удивленный павлин с обожженной мордой». Если вы ее какое-то время в течение 10 дней держите, у вас автоматически моторика начинает подниматься в состояние активности. У педагога задача заключается в том, что вы за счет этой энергии зацепитесь за позитивный опыт, вы будете заниматься, вам понравится и тогда вас уже ничто не остановит. Но подавляющее большинство отзанимавшихся сходит в этой дистанции. Большинство школ занимаются тем, что пытаются вздрючить людей в абсолютно честной надежде, что люди потом начнут самостоятельно заниматься. Я вас уверяю, мы не настолько наивны.
Мы предлагаем обратное: не возбуждать человека, а наоборот его успокоить, потому что эту энергию можно только сэкономить. Все, что экономит вашу энергию, ведет вас к решению ваших будущих задач.

Поэтому сразу озвучиваю основную задачу нашей школы, исходя из вышесказанного. Если бы пять лет назад меня спросили, чем я занимаюсь в своей школе, я бы сказал, что мы гармонизируем пространство, налаживаем энергоинформационные потоки, делаем жизнь качественнее и гармоничнее. Сейчас я вам скажу очень просто: МЫ УЧИМ ЛЮДЕЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ. Это основная задача нашей школы. А уже второй задачей является научить людей управлять событиями жизни, исходя из управления своим состоянием.

Как-то на вводной лекции одна дама спросила, нет ли у меня связи с космическим разумом и с энергоинформационным полем. Я ей говорю: «Давайте попроще». И задал ей встречный вопрос (и задаю его вам, если вы все еще ждете чуда): «Скажите, пожалуйста, способны ли вы в течение вашего рабочего дня в любой его точке сохранять состояние покоя, либо возвращаться в него, если вы его потеряли?». О каком космическом разуме может идти речь, если человек не умеет делать элементарные вещи? А между тем, этому должны учить в детском саду и в школе, но государство не хочет, чтобы люди управляли своим состоянием, потому что если граждане управляют своим состоянием, ими управлять очень трудно.

О каком управлении состоянием идет речь? Допустим, я еду в трамвае и меня случайно задевают за плечо. В этой ситуации нормальный человек должен не только физически не толкнуть человека, а внутренне его никуда не послать. Мне наступили на ногу в метро – смогу ли я не только не ответить человеку физически, но и внутренне его никуда не послать. Он же не ехал с другого конца Москвы наступить мне на ногу. Но это я сейчас понимаю, в спокойном состоянии, а там я себя не контролирую. И что кстати теряю? Энергию. Я же завожусь, у меня включается внутренний монолог, и я начинаю в душе проклинать метро, людей, жизнь свою жестянку – и пошла энергия расходоваться направо и налево.

Проезжает машина, обливает меня грязью – я как здоровый адекватный человек должен не только не пожелать водителю подавиться в своем Мерседесе и не послать его никуда физически, а быть внутренне абсолютно спокойным. Учесть этот случай, как урок быть более внимательным, потому что глаза-то мои на месте, я вижу дорогу, вижу машину, если я, конечно, пребываю здесь, а не в желудке решаю свои проблемы. Он же не стоял целую ночь за углом, не наливал лужу, не ждал, пока я подойду, и когда мимо меня проехал, не издал возглас «Йоу!». Он меня даже не заметил. Вы же понимаете, что это энергия, и она каждую минуту уходит и уходит. И если вы этот процесс не поправите, ни одна техника вам не поможет.

Можете сколько угодно молиться (а молитва – это тоже психотехника), - и это будет бесполезно. Вы наверное наблюдали у храмов такие ситуации: если случайно толкнешь молящегося человека, он начнет на тебя орать. Ты же с Богом только что разговаривал, что ты так? Оказалось, он не остановил внутренний монолог, он только его запрятал, он по-прежнему не управляет собой, он просто боится. И молится, чтобы успокоиться. Или человек начинает медитировать: «Мне хорошо, хорошо, хорошо!». Потом открывает глаза: «Ой, елки-палки, как все запущено!». Имейте в виду, что мы с вами европейцы, живем в каменных домах, ездим на машинах и не собираемся завтра уехать в лес, чтобы все оставшуюся жизнь на берегу озера медитировать. И между прочим, честные индусы предупреждают, чтобы мы были поаккуратнее с их техниками. Конечно, из восточных техник нужно взять все лучшее, но важно понимать, что мы – другие и мы по-другому живем. Поэтому если мы с вами никуда не собираемся уезжать из Москвы, где народу становится все больше и больше и становится все теснее и теснее, нам всем придется заниматься психологией.

У нас есть два варианта поведения: мы можем сейчас начинать дергаться и нервничать по поводу того, что нас прижали со всех сторон, но если рядом окажется человек сильнее, он просто даст нам по голове. И второй вариант: по-другому отнестись ко всему, что происходит, найти другую позицию - игровое состояние: этому я что-то предложу, этого послушаю внимательно, этого попрошу почесать мне спинку, а этому просто объясню в шутливой форме.

Основной источник информации – это люди, их поведение и поступки, то, что они производят. Вы знаете, за сколько мы накопили последний миллиард на планете. За 15 лет. Как вы думаете, этот миллиард уже умер? Его не унесет ни одна война, ни одна эпидемия. Эти люди растут или уже выросли, они хотят есть и пить, они хотят работать и хотят развлекаться. Они движутся по планете в точку, где удобнее, - в том числе сюда, в Москву. Здесь живет каждый 8-й житель страны, здесь все активные люди, даже я сюда приехал из Ленинграда, потому что там все медленнее. И бессмысленно обижаться на корейцев и китайцев – их ничто не остановит, они будут передвигаться на наши территории. По скрытой статистике через 10 лет в Москве и Московской области будет жить около 40 миллионов людей. А следующий миллиард на планете мы накопим за 3 года. Поэтому и возникает ощущение, что мир потихонечку сходит с ума. А он не сходит с ума, просто очень быстро развивается.

Говорят, что самолеты много падают, но за последние 10 лет в 10 тысяч раз увеличилось количество полетов. Самолетов сколько падало на количество летающих, столько и падает, другое дело, что их стало больше, и каждый корреспондент считает своим долгом напомнить, что они падают. Поезда как шли под откос, так они и идут, пароходы как тонули, так и тонут. Все идет нормально и естественно. Просто я хочу сказать, что эта плотность населения и событий имеет место сейчас, в течение нашей с вами жизни. Кстати, ученые предсказывают в 2012 году квантовый скачок в человеческом сознании. По всей видимости, произойдет очень мощное изменение в подходах к человеческой жизни. И поэтому… вы читаете эти строки. Это ваша попытка что-то понять, до конца ли вы осознаете эту потребность или нет, но раз вы этим заинтересовались, значит вам это необходимо.

Возвращаемся к основной задаче нашей школы – это, еще раз, управление своим состоянием. Если вам это кажется слишком мелким, тестовый вопрос я вам уже задавал. Если вы на него ответили отрицательно, видимо, вам надо учиться управлять своим состоянием, причем не важно где: здесь, в храме, в другой школе, но заниматься придется, потому что для этого есть объективные вещи (см. выше).

У одного психолога есть красивый образ: наша с вами жизнь напоминает чашу, каждый день смерть отпивает из нее по глотку, и каждый день жизнь добавляет туда каплю живительной влаги. Когда-то была такая красивая идея: уравнять каплю, которая падает в чашу, с глотком, который отпивает смерть, - это идея бессмертия. Но есть первоначальная задача, перед которой мы все сейчас стоим. Эта чаша имеет трещины, и через эти трещины сочится энергия. Прежде всего, чашу нужно залатать.

Только и всего. Кстати, ряд техник, которые мы даем в школе, взяты из техник, которые мой товарищ-психолог преподает в спецназе, а там люди хотят жить, поэтому там не предлагают всяких заковыристых приемов. Это он мне однажды сказал, что если техника заключается в том, что надо встать на правую ногу, левую завернуть туда, руку сюда и совершить еще ряд манипуляций, то верить этому не стоит, это не поможет. Техника должна быть очень простой, потому что, как вы знаете, все гениальное просто. Мы подобрали именно такие техники. Для того, чтобы человек мог ими воспользоваться.

Причем всегда находятся люди, которые отказываются верить в простые техники, потому что нас с вами приучили, что все должно быть очень сложно и создали огромное количество мутной воды, в которой кто-то ловит рыбку.

А теперь расскажу, на чем основаны наши техники.

За достижение наших целей отвечает механизм сознания – это головной мозг и все части нервной системы, которые пронизывают все наше тело, собирают информацию со всего тела и доставляют эту информацию в головной мозг, головной мозг обрабатывает информацию, выдает какие-то сигналы и команды, команды разносятся нервной системой по телу, тело что-то ощущает, чувствует и что-то делает в результате этих ощущений. Механизм сознания отработан эволюцией таким способом, что позволяет нам достигать любой цели автоматически.

Как это доказать? Сколько раз вы садились сегодня на стул? Ну раз пять как минимум. Кто-нибудь хоть раз упал? Кто сделал это, в общем-то, сложное действие? Механизм сознания. Вы наверняка сегодня как минимум один раз ели. Кто-нибудь попал ложкой в глаз или в ухо? Нет, все благополучно положили ложку в рот. Почему, кто это сделал? Механизм сознания. Гениально функционирующий механизм, который каждую минуту выполняет десятки гениальных движений, за которые мы его ни разу не поблагодарили.

Механизм сознания работает по принципу механизма самонаведения. Это механизм, который позволяет ракете долететь до цели. Если вы знакомы с электротехникой, вы знаете, о чем я говорю. Допустим, что наше тело – это ракета, и представим корабль, который плывет по морю. Корабль плывет по морю, а ракета летит в корабль. Ракета движется очень хитрым способом: летит и – уходит с курса. В механизме есть так называемая отрицательная обратная связь, благодаря ей в компьютер подается сигнал о том, что есть сбой в курсе, включается корректирующая программа, и ракета возвращается на курс. И опять ошибается. Отрицательная обратная связь – корректировка – возвращение на курс – ошибка – возращение на курс – снова ошибка – возвращение на курс и т.д. В результате того, что ракета ошибается, она и попадает в цель.

Сразу логичный вопрос любого современного человека: почему нельзя было изобрести механизм самонаведения, который ведет ракету прямо и точно? Вы знаете, что в этом мире все течет, все изменяется. Каждую долю секунды. Например, есть такое явление «солнечная активность», допустим, происходит вспышка на солнце, которую невозможно просчитать, в механизме сбивается наводка из-за повышения солнечной активности, ракета уходит с курса, а поправить некому, потому что ошибка не предполагалась, и ракета никогда не попадет в цель. Меняется плотность воздушных слоев (это тоже невозможно просчитать, потому что плотность зависит от температуры поверхности земли и температуры поверхности воды), ракета провалилась в воздушную яму, ушла с курса, а поправить опять некому, потому что не предполагалась ошибка. Какой-то гениальный человек, подсмотрев этот механизм в природе, решил сделать заранее допуск ошибки.

Именно ошибка заставляет ракету возвращаться на курс, и именно из-за этого ракета попадает в цель. Давайте проверим сравнением с нашей жизнью. Как мы с вами относимся к ошибке? Как к трагедии, неудаче, сложности, беде. А на самом деле ошибка – это необходимое условие для точного достижения поставленной цели.

Один хитрый человек решил проверить как действуют руки Брюса Ли, знаменитого каратиста и актера. Он решил распознать механизм построения удара. Он снял на пленку его тренировку, а потом при просмотре стал постепенно замедлять скорость изображения и увидел, что руки Брюса Ли, двигаясь, например, вперед, постоянно совершают тысячи микродвижений в стороны, как будто расчищая себе дорогу.

Если замедлить любое наше с вами движение, то оно тоже будет состоять из огромной частоты микродвижений, которые мы не осознаем, потому что их восприятие находится за порогом сознания. И только в пожилом возрасте частотные колебания движений замедляются из-за разбалансировки механизма сознания, и, наблюдая, как у пожилых людей трясутся руки, мы видим, механизм наших собственных движений в замедленном виде. Другими словами, разбалансировка механизма сознания не позволяет механизму работать точно и конкретно.

Отсюда вывод: если вы способны сейчас подойти к письменному столу и взять лежащий на нем карандаш, то вы способны взять в этом мире все. Только когда вы берете карандаш, вы не задаете себе вопрос, сможете ли вы его взять. А вот когда нужно взять деньги, возникает сразу внутренний монолог: а могу ли я это сделать, это же невозможно, я не заслужил или заслужил?

Для того, чтобы механизм сознания работал оптимально, необходимо два условия (обратите на них внимание, потому что это есть основа технологии).

Первое условие: наличие цели. Представьте себе ракету, которая летит без цели – она никуда не летит, просто болтается в пространстве, задавая себе вопросы (а куда я лечу? а зачем я лечу?), но топливо сгорает, механизм движется, локаторы работают, воспринимая информацию, в том числе чужие цели. Пролетела стая лебедей, и ракета полетела за лебедями. По пути попался какой-то предмет, она полетела за ним и т.д. Что это напоминает? Нашу с вами жизнь. Топливо тратится, рано или поздно происходит час Х, и ракета уничтожается.

Проверьте сразу два момента: есть ли у вас вообще цели (наверное, есть, если вы интересуетесь тем, что здесь написано) и проверьте качество целей - нет ли у вас таких целей, как дожить до зарплаты (не видел ни одного человека, который не дожил), немного и кого-нибудь полюбить (полюбите, а куда вы денетесь), немного поработать (поработаете), немного отдохнуть (отдохнете), купить хоть что-нибудь (хоть что-нибудь купите).

Механизм не понимает чувства юмора, а у большинства людей те цели, которые я вам только что назвал. Не даром в народе такая пословица: ниже земли не упадешь. Даже если вы вообще ничего не будете делать, механизм все равно справится с этой проблемой, потому что в нем есть программа развития человеческого вида и сохранения жизни – и это основная задача механизма сознания. Мы кстати и попадаем в неприятные ситуации из-за того, что начинаем дергаться.

Итак, напоминаю, для того, чтобы механизм сознания работал продуктивно, нужны цели и качество целей.

Второе условие оптимальной работы механизма сознания – это отсутствие помех в его работе. Основной помехой механизма сознания является внутренний монолог – извечная болтовня ума. Приведу пример. Первый вариант – дикий, характеризующий пациента больницы Кащенко, хотя свойственный нам всем в той или иной степени: человека, идущий по улице и бормочущий вслух свои мысли. Когда мы остаемся одни в лесу или на даче, у нас есть похожие варианты. Второй вариант – тихий, свойственный 99% населения, когда вы в уме непрерывно болтаете: «Господи, ну я же все для нее сделал, купил машину, ну что же она такая, бла-бла-бла… Господи, ну какая же свинья мой начальник, я работаю с утра до вечера, а он бла-бла-бла… Господи, ну что за страна такая, все воруют, Путин ворует, Лужков ворует, бла-бла-бла… Ну куда катится мир, бла-бла-бла…». Непрерывная говорильня ума.

Давайте посмотрим, как начинается день. Выхожу из дома, лежит пьяный человек. Включаются разные реакции, но они все примерно одного уровня: вот нализался сволочь, все работают, а он бла-бла-бла…. Иду дальше, сидят бабушки на скамейке: болтают языками, старые, сплетничают, вместо того, чтобы смотреть свои сериалы… Дети орут: вот орут, вместо того, чтобы учиться в школе… Дворники не так метут, машины не так припаркованы, автобусы ходят редко, и Лужков не заботится о москвичах. И так далее. А это драгоценные минуты и часы вашей жизни. Постоянный бокс: мне – я, мне – я. Откуда тут будут силы, если уходит столько энергии?

Есть еще третий вариант, людей, его иллюстрирующий, вы наверняка видели в метро. Они не говорят, потому что они давно уже сказали, причем одну и ту же фразу: «Никого не хочу видеть, никого не хочу слышать». У них один и тот же внутренний монолог в виде этой фразы, которая как в магнитофоне крутится на непрерывном воспроизведении. Если к лицу такого человека поднести какой-нибудь предмет, он не сразу сообразит, что во внешнем мире происходят какие-то изменения, потому что у него внутри уже все давно решено.
Причем люди, занятые своим постоянным внутренним монологом, не видят элементарных вещей: что на них едет машина, что на скамейке написано «Окрашено», что открыт канализационный люк. А потом, попав под машину, испортив пальто, провалившись в люк, они говорят: «Судьба такая!». Да причем здесь судьба? Кстати, в маршрутном такси, в котором я езжу в нашу школу, бьются лбами о выступ над дверью одни и те же люди изо дня в день. Их почему-то жизнь ничему не учит. А нужно всего лишь успокоиться.

Итак, представьте себе, что ракета летит со следующими словами: «А куда я лечу? А зачем я лечу? А не полететь ли обратно? А долечу ли вообще?», и еще у ракеты есть один, любимый вопрос: «В чем смысл полета?». В жизни это вопрос: «В чем смысл жизни?». Великолепный вопрос, позволяющий ничего в жизни не делать, а только рассуждать. Нет, если человеку так комфортно, то пусть рассуждает, но ведь человеку хочется есть, пить, во что-то одеваться, где-то отдыхать и прочее.

На таком примере сразу понятно, в каком состоянии мы сейчас находимся.
Итак, повторяю еще раз. Первое условие – это наличие и качество целей, второе – отсутствие помех, остановка внутреннего монолога.

Запомните, пожалуйста, что с какой бы школой вы не ознакомились, куда бы не пошли, все школы (философские, религиозные, творческие) занимаются одним и тем же: остановкой внутреннего монолога. Помните, я говорил вам про молитву? Потому что религия – это очень хитрая вещь. Изначально религия очень мудра, в первых христианских трудах написано все очень мудро и правильно, но там такая хитрая штука: когда человек начинает молиться (а он хочет остановить внутренний монолог, потому что он не хочет бояться ни дьявола), он ждет наступления благости, а это и есть остановка внутреннего монолога. Но, с позиций религии, если вам дать в чистом виде благость, вы завтра не придете. А когда вы догадаетесь, что вы дома способны вызывать эту благость без движения рук, кто же понесет пожертвования в храм? Поэтому религия одной рукой дает, а другой – забирает.

Такой исторический факт вам на заметку. Пост патриарха Всея Руси отменил Петр Первый в начале 18-го века, когда он боролся за власть, а восстановила этот пост Советская власть в 1918 году. Одновременно были уничтожены 50 тысяч священников, а это были люди, которые учили, лечили, мудро успокаивали паству, т.е. власть уничтожила тех, кто действительно помогал людям, а институт церкви укрепила, а чтобы не очень мозолить глаза, отделила церковь от государства. А то, что происходит сейчас в отношениях государства с церковью, по-моему, не нуждается в комментариях. Говоря об этом, я не хочу никого обидеть, я просто лишний раз хочу вас убедить в том, что если человек хочет найти равновесие, он должен поискать его внутри самого себя.

Приведу пример, как останавливают внутренний монолог в буддистской традиции. Допустим, молодой человек, проделав тысячи километров, пришел в буддистский храм: «О, учитель, я хочу учиться у тебя знанию». Вы заметили, что у всех восточных духовных лидеров прохиндейский взгляд? Если посмотреть на фотографию ламы – это же чистый прохиндей, он хитро взирает на мир, постигнув истину, что все вокруг – это игра, и весь лучится радостью. Итак, приходит к нему молодой человек, а он ему: «Бери кувшин литров на двадцать и спускайся вниз с горы, принеси водички». Молодой человек: «Я же пришел за знаниями!». У него есть два выхода: уйти либо взять кувшин и идти вниз. Но как вы понимаете, тащить в гору 20-литровый кувшин с водой 2 километра, удовольствие слабенькое, и он, поднимаясь, посылает в баню и ламу, и себя, и думает, на кой черт он сюда пришел, и т.д. (Знаете, когда идешь в поход, первый час хорошо, потом все проклинаешь, думаешь, зачем пошел, а потом болтающий ум как-то успокаивается, наступает абсолютная внутренняя тишина, и ты с удовольствием продолжаешь путь.)

Этот молодой человек забирается на гору с кувшином, думает, что это все, а ему: «Еще!». Так он носит месяц эти кувшины, лама смотрит на него, а у молодого человека морщины разгладились, глаза успокоились, светлое внутреннее ощущение, и лама понимает, что внутренний монолог остановлен, молодой человек принял то, что он здесь получил. И лама проводит его через следующее испытание: «Хорошо, хватит носить воду. Теперь последний раз возьми кувшин и набери водички, у нас тут вообще-то колодец во дворе в пяти метрах». Если молодой человек после этого остается, лама начинает его учить.

Жестко, не правда ли? К тому же достаточно долго. А есть техники современной психологии, которые останавливают внутренний монолог очень быстро, и которые вполне поддаются изучению.

Почему нам необходимо остановить внутренний монолог? Что бы вы ни предприняли сейчас для изменения своей жизни, будет РЕАКЦИЯ. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Ошо, наш с вами современник, создавший коммуну-прообраз будущего общества, сказал, что люди делятся на две категории: первые воспринимают жизнь зеркально, вторые – фотографически. Зеркало отображает то, что есть, а фотография – то, что было реальностью вчера. Мы обычно из вчерашнего все тащим в сегодняшнее: если меня вчера любили, значит должны сегодня любить, если вчера платили зарплату, то сегодня должны платить. Кто сказал, что должны? Это было вчера, а есть здесь и сейчас. 90% людей обладают фотографическим зрением, они живут вчерашним, и очень обижаются, когда сегодня не так, как вчера. В результате этого есть люди реагирующие (они обречены быть жертвами вчерашнего дня), а есть люди действующие. Последних - меньшинство.

Вполне возможно, что у вас есть друзья, которые хорошо и много вкалывают, вам кажется, что они счастливы, потому что они действуют. Но это не так – они работают из страха остаться голодными, из-за того, что им завтра чего-то не хватит. Это не действие, это реакция. Огромное количество людей работают только для того, чтобы их никто не забыл, а огромное количество любит только из страха одиночества – рано или поздно это заканчивается не самым лучшим образом. И есть люди, которые работают, потому что им хочется работать, и любят, потому что им хочется любить – таких очень мало. Они действуют из состояния внутренней тишины.

Допустим, вас не устраивает поведение какого-то человека в вашей семье. И вы сразу начинаете его учить правильно жить. Кто вам сказал, что ваши действия продиктованы истиной? Они продиктованы реакцией, которая называется «я недоволен им!». Поэтому прежде чем действовать, учить кого-то жить, кого-то наказывать, кого-то куда-то направлять, надо обнулить свое состояние, т.е. войти в состояние тишины, чтобы это не было реакцией возбужденного сознания и чтобы это было понимаемым вами действием

Все действия должны совершаться из состояния тишины. Иначе нами манипулируют другие. Человек может подойти ко мне, сказать: «Ну что, идиот?» - и пойти дальше. Если я начинаю орать: «Нет, я не понял!», то я попался с потрохами. Я подумал, что меня оскорбили и пошел доказывать, что я не идиот. А меня просто развели, развели на реакцию.

Вот об этом мы ведем речь на семинаре и с этим работаем. Часть упражнений посвящена остановке внутреннего монолога – это то самое управление своим состоянием, которое позволяет вам выходить из реакций. Часть упражнений посвящена перепрограммированию тех негативных установок, которые были получены при взрослении, при воспитании, при знакомстве с миром, потому что если их не убрать из нашего механизма сознания, он может сколько угодно работать над целью и так ничего и не получить. Часть техник будет посвящена проблемам отработки в движении особого состояния, которое называется позиция «взгляд со стороны», когда вы пребываете в этой позиции легко и свободно в любой момент вашего бытия. Часть техник будет посвящена возбуждению особого восприятия мира, при котором вы получаете те ощущения, которые обычно бывает трудно получить.

Сегодня, возможно, хмурый день, и вчера был хмурый день, а вы знаете, что за серым небом всегда голубое небо? Для этого нужно немного переключить внимание. А ночью там луна и звезды. Всегда. В Москве голуби птиц вообще не напоминают, но они летают, а мы с вами летать не умеем. Снег в Москве хоть и грязный, но вы знаете, в Африке его вообще нет, дети хоть и орут, но это дети, старики хоть и ворчат, но это люди, которые прожили по-своему интересную и сложную жизнь. А самое главное, что после осени обязательно наступит зима, после зимы - весна, а потом придет лето.

В этом мире есть вечные вещи, которые если ты способен их правильно воспринимать наполняют тебя радостью и силой, которая позволяет тебе действовать при достижении своих целей. И соответственно ряд техник будет посвящен тому, как программировать цели и как позволить себе эти цели достигать. Проблема заключается не в том, что мы не знаем, что делать и не можем действовать, а в том, что мы не позволяем себе делать и действовать.

Классические примеры непозволения я приводил, рассказывая о курсах актерского мастерства (см. раздел «Позволь себе немного лишнего»). Почему важно позволение? Потому что позволение напрямую связано с остановкой внутреннего монолога.

Мы не сторонники проламывать стенки, мы не валяем дурака и не бросаем вызов, мы стремимся наладить то состояние игры и позволения, которое позволит вам легко и радостно достигать целей. Но прежде всего нужно установить внутреннюю умственную тишину, а потом из состояния умственной тишины действовать.

Обычно под занавес вводной лекции семинара «Искусство жить» я предлагаю пришедшим упражнение, чтобы они не скучали, возвращаясь домой. Попробуйте и вы его сделать, между делом, по дороге на работу, домой, в гости и т.д.

В вагоне метро сядьте так, чтобы напротив вас сидели два-три человека. Положите руки на колени ладонями вверх и начинайте сжимать и разжимать кулаки. Это совсем несложно, мало ли почему вы это делаете, например, рука затекла – но у вас уже включился внутренний монолог: «А зачем?». Помните, я в самом начале говорил: зачем утром вставать, если вечером ложиться, зачем одеваться, если вечером раздеваться, и вообще вопрос «зачем?» по отношению к нашей жизни не имеет смысла, потому что приходится умирать. Я это делаю, потому что просто делаю – попробуйте так себе ответить. Вы знаете, достижение большой цели часто требует ежедневных примитивных движений – вот мы с вами учимся так называемым необусловленным движениям в состоянии умственной тишины.

Дальше начинайте ритмично сгибать указательный палец правой руки. Потренируйтесь. Да-да, как будто вы кого-то подзываете. Это очень опасно для неподготовленных, потому что во внутреннем монологе сразу возникнет вопрос: «Как я выгляжу со стороны?». Сразу отвечаю: «Как болван». Не рекомендую делать второй этап сразу. Это вызовет большое раздражение окружающих людей, потому что вы напряжены и в вашем сознании сидит большая фига, она транслируется в сознание сидящего напротив и рождает раздражение. Хотя к женщине могут подойти и предложить помощь. Но наши студенты делают такие вещи в метро, и никто их не трогает.

Дальше – круче. Поднимайте и опускайте согнутую в локте правую руку. В нашей театральной школе студент, если хочет, после 6 месяцев, а в психологической – после 1 месяца, может встать посреди вагона метро в выходной день, когда там мало народа, и сказать: «Дорогие люди! Меня зовут так-то и так-то. Я хочу вам сказать, что я вас всех очень и очень люблю. Спасибо. До свидания». Сказать и – спокойно сесть на свое место. Не побежать, не покраснеть от страха и стыда, а, повторяю, спокойно сесть на свое место. Зачем ему бежать или стыдиться? Он разве сказал что-то плохое людям? Нет. Одна дама, когда я рассказывал это на семинаре, воскликнула: «Но он же не любит, он их обманывает!». А кто сказал, что он их не любит? В моем понимании любовь – это не страсть мужчины к женщине, любовь – это то состояние, когда я принимаю людей такими, какие они есть.

Это один вариант мини-«выступления». На второй вариант я наткнулся случайно - недавно ехал в метро и услышал за своей спиной фразу, произнесенную красивым мужским голосом: «Спасибо всем за совместно проведенное время!». Я обернулся и увидел своего студента. Обратите внимание, что это не шутка – это упражнение. Главное – себе его позволить и остановить внутренний монолог.

Вот и все, что я хотел вам сегодня рассказать. В заключение перечислю ключевые моменты нашего разговора, над которыми я предлагаю вам подумать на досуге. Управляете ли вы своим состоянием, т.е. способны ли в любой точке вашего бытия сохранить состояние покоя, если вы его потеряли? Если вы хотите легко и радостно чувствовать себя и спокойно достигать своих целей, этому все равно придется научиться, где бы вы этому ни учились.

Напоминаю вам о работе механизма сознания, который способен достигать любой поставленной цели автоматически. Для этого необходимы два условия: наличие цели (а также ее качество) и остановка внутреннего монолога (когда вы не задаете механизму вопроса, может ли он это выполнить). Помните, что все сложные движения состоят из простейших движений, которые нужно себе просто позволить.

Когда вы овладеваете состоянием внутренней тишины, многие проблемы решаются автоматически, потому что они держатся 1исключительно на внутреннем монологе, на страхе, на реакциях. Когда вы владеете этим состоянием, вы действуете от своего внутреннего желания, т.е. ваши действия являются не реакцией на окружающий мир, а подлинной личной потребностью – вы становитесь человеком, управляющим событиями своей жизни.

Если вы будете заниматься в другой школе, учтите эти вещи. Особенно когда вас будут призывать к непрерывному празднику в жизни, всплеску безумия или познанию духовной сущности мироздания.

Наш тренинг проходит в течение 2-х дней: обычно это суббота-воскресенье. Время занятий с 11 до 19 часов с перерывом на обед. После прохождения тренинга у вас есть возможность присоединится к клубным встречам, проходящим раз в неделю, посещение свободное. На встречах мы подводим итоги того, как вы используете техники, отвечаем на вопросы, которые возникают при применении техник, и делимся новыми упражнениями, которые появляются в школе.


    Вы сейчас в разделе : Скаена > Ресурсы > О Психотехниках > Психология театра
    Версия для печати




+7 (495) 664-48-42
 
 



©2007-2014 театральная школа-студия Скаена — занятия вокалом в москве