+ 7 (495) 664-48-42
м. Новослободская
Схема проезда
рассылка
карта сайта            
ъєЁёv
КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
ОТЗЫВЫ О КУРСАХ СКАЕНА
ЗВЕЗДЫ О ШКОЛЕ СКАЕНА
ТЕХНИКА РЕЧИ
РАСПИСАНИЕ
ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЯ ВОКАЛОМ
ДРУГИЕ
направления
ДЕТСКАЯ СТУДИЯ
КОРПОРАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
МАСТЕР КЛАСС
КАСТИНГ
ФЕСТИВАЛИ
театральный форум
ГИТИС - История

История последовательно сменявших друг друга учебных заведений, преобразованных в результате в РАТИ, начинается 22.10.1878, когда открылась "Музыкальная школа для приходящих П. Шостаковского", находившаяся под патронажем Общества любителей музыкального и драматического искусства.

В 1883 г. указ. Общество было переименовано в Московское филармоническое общество, и музыкальная школа получила статус Музыкально-драматического училища при нем (п. 2 устава Московского филармонического общества, утв. 9.08.1883). И Училище, и Общество в целом находились под покровительством и опекой Великого Князя Николая Николаевича. Впоследствии Училище было приравнено в правах к высшим учебным заведениям - консерваториям, что было зафиксировано новым уставом, утвержденным Императором по ходатайству Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Драматические классы Музыкально-драматического училища возглавляли известные актеры, педагоги и театральные деятели: в 1883-1889 гг. А. Южин, в 1889-1891 гг. О. Правдин, в 1891-1901 гг. Вл. И. Немирович-Данченко.

Училище в разное время оканчивали знаменитые впоследствии актеры и режиссеры; напр., в числе выпускников Училища 1898 года были Книппер, Савицкая, Мейерхольд, Мунт, Снегирев и др. В 1898 году выпускники Музыкально-драматического училища и участники Общества искусства и литературы объединились в одну труппу, положив начало Московскому Художественному общедоступному театру (впоследствии МХАТ).

Вот как вспоминал Вл. И. Немирович-Данченко о своих 10 годах работы в училище у Шостаковского:

«Филармонии я обязан многим. Там я укрепился в своих сценических задачах. И оттуда пошел Художественный Театр. У создателя Филармонии Шостаковского было большое достоинство как директора: он ценил индивидуальность, угадывал ее и давал ей условия свободного роста. В то время, как в пышной тогда, крепко поставленной, строгой Консерватории воспитанник быстро сковывался правилами и требованиями определеннейших догматов,— в Филармонии знали уже, что ребенка пеленать вредно. Правда, часто это влекло к некоторой анархической распущенности, но с этим бороться было уже не так трудно. Зато пробовать, «экспериментировать», добиваться чего-нибудь не похожего на «высочайше утвержденное» можно было с уверенностью, что в директоре найдешь поддержку. Я пришел учить учась, пришел с тем, чтоб через год в качестве учителя актерскому искусству заменить такого актера, как Южин, а сам я не имел ни крупного актерского, ни сценически преподавательского стажа. В юности играл любителем, делал любительские спектакли, к этому времени был модным драматургом, и когда ставил свои пьесы, то сам режиссировал их. Для учеников, искавших авторитета актерского, это было мало. Завоевать их доверие без высшей поддержки было бы, пожалуй, невозможно. А в Филармонии я получил все условия для своих исканий. Знают ли у нас, например, что Ибсен впервые прозвучал на русской сцене по-настоящему, как поэт-общественник, на ученическом спектакле Филармонии в «Hope», несмотря на то, что перед этим «Нору» уже играли в Москве и знаменитая Дузе и великолепная русская—Азагарова.

Это, конечно, предмет подробных воспоминаний рассказать о том, в какой обстановке шли мои, кажется, десятилетние работы в Филармонии: черты бытовые, артистические индивидуальности, границы школьных возможностей, высота художественных задач, зарождение коллективов и т. д., и т. д. В настоящих строках я хочу только искренним добром помянуть это дорогое моему сердцу учреждение. И самая глубинная связь моя с ним: отсюда (как из Общества любителей искусств—кружок Алексеева-Станиславского), зародится Художественный Театр… Мечты, горения, дерзания, — какие еще сильные слова имеются для этих понятий, — борьба за свое «новое», самопожертвования, преодолевания, горькие неудачи и радостные праздничные победы! Совместная работа, связывающая любовью, дружбой, преданностью, непередаваемая смена образов, эпизодов! Кому из вас не знакомы эти драгоценные переживания стремлений, борьбы, поражений и побед. Такими переживаниями связан и я с Филармонией».

В 1902 году Музыкально-драматическое училище переехало в старинный особняк семьи Солдатенковых в Малом Кисловском переулке, где по сей день располагается РАТИ.



Малый Кисловский переулок, вид в сторону Нижнего Кисловского.
Слева в кадре виден угол главного дома усадьбы.
Фото нач. XX века из собрания В. Э. Готье-Дюфайе.

24 октября 1903 г. был утвержден «Устав Музыкально-драматического училища Московского Филармонического Общества, состоящего под Августейшим Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Федоровны покровительством». Согласно Уставу, Училище состояло в ведомстве Министерства внутренних дел:



В музыкальных классах Музыкально-драматического училища преподавали известные деятели русской музыкальной культуры: П. Шостаковский, Р. Эрлих, С. Кусевицкий, К. Эрдели. Училище закончил композитор В. Калинников и певец Л. Собинов, составившие славу отечественной музыкальной культуры. Традиция драматических классов заканчивать обучение спектаклем была усвоена и классами музыкальными, где ставились оперные спектакли, а также программы ученического симфонического оркестра. Мастерство молодых музыкантов позволило выступать в сопровождении этого оркестра П. Сарасате, С. Рахманинову, Л. Собинову, Ф. Шаляпину, А. Аренскому и др.

С 1918 года Музыкально-драматическое училище претерпевает ряд реорганизаций и переименований, обусловленных изменениями в государственной системе образования. Так, в 1918 году оно было переименовано в Музыкально-драматический институт, а затем в 1920 году в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДр) с драматическим отделением. Драматическим отделением в 1921-1925 гг. заведовал А. Петровский; драматическое искусство на отделении преподавали А. Зонов, Н. Аксагарский, А. Чабров, А. Гейрот, Л. Лурье. Наследуя традиции "научных" классов училища, в 1921-1925 гг., наряду с такими предметами, как дикция, постановка голоса, танец, фехтование, преподавали историю драмы и историю литературы. Курс обучения в ГИМДр планировался на 7 лет, из которых 2 года отводилось техникуму, 3 года - ВУЗу, 2 года - "вольным мастерским" (т. е. практике).

В августе 1922 года Государственный институт музыкальной драмы был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом. Именно это объединение получило название Государственный институт театрального искусства – ГИТИС, официальная дата его образования – 17 сентября 1922. По замыслу, ГИТИС должен был объединить три главнейших отрасли театрального искусства: драматическую, оперную и хореографическую.

Драматический факультет, во главе которого встал проф. А. Петровский, с самого начала сложился из двух отделений - театрально-инструкторского и режиссерского. Обучение на факультете велось в мастерских: Вс. Мейерхольда, Н. Малько (музыкально-драматическая), Б. Фердинандова (опытно-героического театра), А. Петровского, Н. Фореггера, Н. Аксагарского. Работали национальные мастерские - латышская, еврейская, армянская.

В июне 1923 года в ГИТИС на правах факультета вливается Государственный практический институт хореографии (ГПИХ) с мастерскими драмбалета, синтетического танца, пантомимы и классического танца. Таким образом сформировались три факультета: драматический (возглавляемый А. Петровским); оперный (во главе К. Сараджев), и хореографическом (Н. Рахманов).

В 1924 году Декретом Совнаркома существующие театральные институты Москвы и Петербурга были закрыты "из-за недостатков театрального образования", но ГИТИСу все же было разрешено произвести выпуск студентов в ускоренном порядке.

Кружковое и клубное движение, активно развивавшееся в те годы, было главным стимулом для последующего создания театрально-инструкторских курсов на базе уже расформированного ГИТИСа. В 1925 году создан Центральный техникум театрального искусства, ЦЕТЕТИС, учебное заведение с четырехгодичным обучением, предназначенное для "воспитания мастеров высшей квалификации". В ЦЕТЕТИСе были открыты два отделения - музыкально-драматическое (оперное) и драматическое и утверждены четыре специальности: актерская, режиссерская, клубно-инструкторская и педагогическая. Преподавателями ЦЕТЕТИСа остались профессора и преподаватели ГИТИСа; число студентов, по сравнению с ГИТИСом, увеличилось в 2 раза.

В 1926 году на базе выпускников ГИТИСа и ЦЕТЕТИСа был сформирован театр "Музыкальной драмы" в Замоскворечье, в спектаклях которого участвовали и студенты института.



Учебный план ЦЕТЕТИСа — ценное историческое свидетельство характеру проходившего там учебного процесса:

1) Дисциплины, общие для всех отделений:

(а) общественные предметы:
политэкономия,
советская конституция,
история классовой борьбы и ВКП(б),
исторический материализм,
социология искусств,
анатомия и физиология,
рефлексология,
иностранные языки (итальянский, немецкий, французский);

(б) искусствоведческие предметы:
театроведение,
история театра,
новейшие театральные течения,
история костюма;

(в) сценическое искусство:
первичные элементы сценического действия,
сценические упражнения,
сценическая практика на основе театрального искусства,
производственные мастерские (практика для оперы и драмы),
мимика и грим;

(г) слово и речь:
техника речи,
музыка речи,
постановка голоса;

(д) движение:
физкультура (акробатика и фехтование),
гимнастика и игры,
ритмика, танец;

(е) музыкальные предметы:
обязательное фортепьяно,
муз. грамота на основе хорового пения.

2) Дисциплины специальные на драматическом отделении:

(а) искусствоведческие предметы:
драматургия,
стиховедение и анализ литературных форм.

3) Дисциплины специальные на клубно-инструкторском отделении:

(а) общественные предметы:
профдвижение,
культработа профсоюзов;

(б) клубное дело:
клубоведение,
методика рабочих кружков,
практика в клубах;

(в) сценическое искусство:
режиссура (теория и практика),
малые и формы клубной работы,
пути создания клубного спектакля».

В целом, ЦЕТЕТИС знаменует важный этап в формировании российской режиссерской школы, так как в его рамках впервые было сформировано самостоятельное клубно-инструкторское отделение (в 1927-28 уч. г.), а на драматическом отделении, введен цикл лекций по режиссуре.

Логическим завершением этого процесса стало открытие режиссерско-педагогического факультета в на основе режиссерско-клубного отделения ЦЕТЕТИСа 15 сентября 1930 года. Факультет стал готовить постановщиков-режиссеров (руководителей профессиональных театров, крупных рабочих клубов и дворцов культуры), педагогов по актерскому мастерству (для техникумов, рабфаков, гостеастудий, театральных курсов повышенного типа) и инструкторов-методистов (т. е. театральных работников областного и краевого масштаба, домов искусств, самодеятельных театров, трамов и художественных баз). Это был первый в мире опыт профессиональной подготовки режиссеров; РАТИ–ГИТИС и сегодня - признанный лидер в этой области.

В целом, учебный план ЦЕТЕТИСа говорит о широком спектре преподаваемых дисциплин, включая предметы не только специального, но и общегуманитарного цикла (пусть даже и эти предметы сегодня кажутся не вполне обычны). Неудивительно поэтому, что уже через два года после создания ЦЕТЕТИСа стало ясно, что как по преподавательскому составу, так и по качеству даваемого в нем образования ЦЕТЕТИС перерос поставленные для него рамки техникума, и достиг уровня высшего учебного заведения. Еще в 1928 на торжествах, посвященных 50-летию театрального образования в России, это было отмечено в юбилейной речи Наркома просвещения Луначарского, а начало 30-х годов стало временем оживленной дискуссии в театральных и педагогических кругах о форме, подобающей для театрального вуза ("теа-вуза").

2 августа 1931 года было опубликовано постановление Совнаркома РСФСР "О реорганизации системы художественного образования в РСФСР", регламентировавшее деятельность художественных высших учебных заведений и рабфаков, а 1 октября того же года решением Совнаркома создан театральный вуз, получивший уже знакомое всем название - ГИТИС.

Газета "Советское искусство" (13.10.1931) в статье под названием "ГИТИС в коридоре. Театральный вуз открылся в курилке" так рассказывала об этом событии: "В репетиционной комнате Камерного театра открылся театральный вуз. Открытие происходило без всякой "помпы", обычной в этих случаях. Никто не приветствовал новорожденный ГИТИС. Не было ни адресов, ни поздравлений. Директор нового вуза т. Логинов объявил ГИТИС открытым. Студенты, разместившиеся на стульях и окнах тесной комнаты, выслушали доклады руководителей ГИТИС и отправились на занятия. Занятия проходили в коридоре и в курительной комнате Камерного театра. Так прошел этот "исторический день открытия первого в мире театрального университета".

В 1931 впервые в Европе в ГИТИСе началась вузовская подготовка специалистов в области организации театрального дела - был открыт директорский факультет, просуществовавший до 1939 г. В 1931 году был организован театроведческий факультет с кафедрами истории русского и западноевропейского театра.

Еще три года после своего второго открытия ГИТИС существовал как часть Teaтрального Комбината (Теакомбината), совмещавшего старые и новые образовательные структуры: (а) ГИТИС - высшее учебное заведения с факультетами режиссерско-педагогическо-инструкторским, театроведческим и административно-хозяйственным; (б) ЦЕТЕТИС - техникум, где теперь происходило обучение только актеров на драматическом и музыкально-драматическом отделении; (в) Теарабфак.

В июле 1935 года Теакомбинат снова преобразован в Государственный институт театрального искусства с тремя факультетами: директорским (с трехлетним обучением), режиссерским (с четырехлетним обучением), актерским (с четырехлетним обучением). В эти годы в ГИТИСе преподавали такие известные театральные деятели, как С. Бирман, Л. Баратов, Б. Мордвинов, Е. Саричева, Б. Сушкевич, Н. Збруева, Л. Леонидов, М. Тарханов, В. Сахновский, О. Пыжова, Б. Бибиков, О. Андровская, И. Раевский, В. Орлов, А. Лобанов, И. Анисимова-Вульф, Г. Конский, Ф. Каверин, П. Лесли, М. Астангов, И. Судаков, Ю. Завадский. Именно в эти годы была развернута масштабная подготовка национальных студий, существующая в самых разнообразных формах до сегодняшнего дня.

Предвоенная история ГИТИСа отражала общественную жизнь страны, примеряясь к формам, порою трудно совместимым с театром и театральным учебным процессом. Так, сохранились сведения о том, что весной 1938 года коллектив ГИТИСа предложил организовать всесоюзное соревнование между художественными учебными заведениями и призвал "… бороться за образцовое и своевременное выполнение учебного плана, самостоятельность творческой работы студентов, образоцовое проведение учебно-производственной пркатики, организацию в конце года итоговых показов лучших работ, образцовое проведение нового набора". В ответ на это обращение К. С. Станиславский написал: "Дорогие товарищи, почин, сделанный вами в организации социалистического соревнования, дело нужное и полезное. Горячо приветствую вашу инициативу. Нашей стране нужны хорошо подготовленные творческие кадры. Социалистическое соревнование должно помочь нам преодолеть трудности в работе и поднять качество учебы. Наша студия принимает ваш вызов и включается в соревнование" .

Накануне 22 июня 1941 года студенты сдавали экзамены и зачеты весенней зачетно-экзаменационной сессии 1940-1941 учебного года, но начавшаяся Великая Отечественная война многое перечеркнула в их студенческой жизни.

В сентябре-октябре 1941 года занятия в ГИТИСе были временно прекращены. В опустевших аудиториях проходили репетиции только фронтовых бригад. 23 октября на Саратов ушел пассажирский состав, в котором уезжали из Москвы студенты ГИТИСа. Прибывших из Москвы расположили в общежитии Саратовского медицинского института, но занимались студенты в помещении художественного училища. Группа студентов режиссерского факультета влилась в состав актерского факультета.

Фронтовой театр ГИТИС, сформированный из выпускников актерского и режиссерского факультетов летом 1942 г. в г. Саратове, тоже внес свой вклад в движение фронтовых театров.

Театр выступал под Москвой, на Калининском, Волховском, Карельском, Первом Прибалтийском1, Первом Белорусском, Втором Белорусском фронтах, сыграв 146 раз пьесу "Парень из нашего города", 160 - "Ночь ошибок", 47 - композицию, специально сделанную по пьесе Н. Погодина "Человек с ружьем", 139 - "Свадебное путешествие", 56 - "Женитьба Бальзаминова", 34 - "Так и будет", тысячи раз - водевили, скетчи, постоянно обновлявшиеся концертные программы. 3 мая 1945 года гитисовцы в поверженном Берлине дали для воинов-освободителей свой последний спектакль. достойно завершив четырехлетний путь неимоверно трудных фронтовых дорог. За 1418 дней войны театр дал более 1500 выступлений.

Директором и режиссером Первого фронтового театра ВТО стал выпускник ГИТИСа, вернувшийся с фронта после ранения, - А. Гончаров. Директором Фронтового театра ВТО работал выпускник В. Невзоров, вернувшийся с фронта после многочисленных ранений. В Комсомольско-фронтовом театре ГИТИСа работал главным режиссером выпускник режиссерского факультета Б. Голубовский, который затем организовал Фронтовой театр миниатюр "Огонек". На многих фронтах сражались выпускники, студенты, преподаватели института. Многим были присвоены высшие воинские награды, в том числе звезда Героя СССР, которой посмертно награждена Н. Качуевская.

В послевоенные годы ГИТИС энергично расширяется, появляются новые факультеты. 5 августа 1946 года режиссерский факультет выступает с новой инициативой - открывается на факультете 3 отделения: оперное, режиссерское, балетное. Оперное отделение было преобразовано сначала в отделение режиссеров музыкального театра, затем на его основе был создан факультет музыкального театра. Основателями его были: И. М. Туманов, М. П. Максакова, П. М. Понтрягин.

Осенью 1946 года была создана кафедра хореографии. Возглавил кафедру Р. В. Захаров. Его идеи поддержали и помогли их осуществлению А. В. Шатин, Л. И. Лавровский, Ю. А. Бахрушин, Н. И. Тарасов, Т. С. Ткаченко, А. Цейтлин, М. В. Васильева-Рождественская.

С 1958 года при ГИТИСе работает Учебный театр, известный многими своими постановками и играющий важнейшую роль в подготовке студентов по всем театральным специальностям.

В 1964 году на режиссерском факультете был набран экспериментальный курс режиссеров эстрады, а через 3 года, в апреле 1968 года, была организована кафедра режиссуры эстрады и массовых представлений; наконец, в 1973 году открылся факультет эстрады. Основателем факультета эстрады - а прежде руководителем курса и зав. кафедрой на режиссерском факультете - был И. Г. Шароев.

В 1966 году состоялся первый набор студентов-заочников на отделении режиссеров цирка, а в 1967 году Ф. Г. Бардиан возглавил отделение режиссеров цирка на режиссерском факультете. В 1973 году было открыто очное отделение, а в 1975 создана кафедра циркового искусства. Среди выпускников кафедры такие мастера, как В. Аверьянов, Э. Бернадский, Ю. Бирюков, А. Калмыков; народные артисты СССР - Л. А. Шевченко, В. А. Шевченко, М. М. Запашный. В. В. Головко; народные артисты России - Л. Л. Костюк, А. Н. Николаев, В. Шемшур. Работали на кафедре такие мастера, как В. Крымко, Б. Бреслер, М. Золотников, М. Местечкин, Е. Лаговский. В настоящее время кафедрой циркового искусства заведует доктор искусствоведения, профессор М. И. Немчинский.

В 1974 году обрел вторую жизнь продюсерский факультет, поставивший себе целью формирование высококвалифицированных менеджеров широкого профиля - не только для театров, но и для телевидения, шоу-бизнеса, кино, цирка. В 1992 году открыт факультет сценографии.



В 1991 году ГИТИСу был присвоен статус академии, и Институт был переименован в Российскую академию театрального искусства–ГИТИС.

Традиции Академии – в преемственности. Основной принцип "ученик-учитель-ученик" является важнейшим в подборе педагогических кадров; поэтому многие преподаватели Академии сегодня – это выпускники РАТИ–ГИТИС разных лет.

Сегодня РАТИ-ГИТИС интегрирована в мировую систему театрального образования. Ее партнерами являются театральные школы Великобритании (Университет Миддлсекс, Лондонская Школа музыки и драмы "Гилдхол", Театральная школа в Гилдфорде), Франции (Национальная Консерватория драматического искусства в Париже, Высшая национальная школа театрального искусства в Лионе), Голландии (Театральная академия в Амстердаме), Германии (Международный театральный центр в Берлине), Израиля (Театральная школа "Бейт-Цви" в Тель-Авиве), Китая (Центральная академия драмы в Пекине), Чехии (Академия музыки и драматического искусства в Брно), Италии (Академия драматического искусства имени Сильвио д Амико в Риме), Университеты Колгейт и Корнель (США), Интернациональная программа МА-MFA-Short courses (Лондон, Мадрид, Мичиган, Москва, Париж) и т.д.

Педагоги и студенты Академии принимают участие в международных театральных школах и фестивалях. РАТИ-ГИТИС является инициатором проводимого раз в два года в Москве международного фестиваля театральных школ "Подиум".


    Вы сейчас в разделе : Скаена > Вузы > Вгик Гитис Щукинское Щепкинское > ГИТИС - История
    Версия для печати




 
 



©2007-2014 театральная школа-студия Скаена — школа ораторского мастерства